Традиции женского образования. Смольный институт.Традиции женского образования уходят корнями в царствование Екатерины II, императриц Марии Федоровны и Марии Александровны. Под их покровительством в Петербурге открылись женские рукодельные училища, гимназии, пансионы, частные школы, Высшие курсы, институты - Мариинский, Екатерининский, Смольный и другие.
![]() В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Особое внимание уделялось: религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Повседневная жизнь тут отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной. Уместно обратить особое внимание на внешний вид смолянок, который отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Институт диктовал свои нормы внешнего вида. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. ![]() Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту: Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы. Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством. Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году). Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию. ![]() Другое важное постановление о занятиях воспитанниц этого возраста заключалось в том, что они ежедневно, по очереди, назначались для преподавания в младших классах, чем имелось в виду приучить их к педагогической практике, необходимой для будущих матерей-воспитательниц. В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом - лапта, пятнашки - для младших, в мяч, теннис, крокет - для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы "девицы имели чистый и опрятный вид", чтобы "свежий и проветриваемый воздух был в комнатах". ![]() В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, ибо русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Рисованию, музыке и танцам обучали учителя. ![]() Екатерина II часто посещала институт, переписывалась с воспитанницами, вникала во все дела Воспитательного общества, жаловала институту много личных средств. Выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране, на его основе и по его подобию впоследствии создавались не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже за ее пределами. ![]() Главное было сделано: «Затронут был самый вопрос, указана нравственная задача школы, поставлен идеал общественной пользы и человеческого достоинства, — в первый раз заявлена необходимость правильного женского образования». «Новая порода» людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета — Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию — это неоспоримый факт. ![]() Попробуем представить себе тот идеальный образ Дамы, матери нового поколения людей, который увидели просвещенные европейцы в смолянках. Прежде всего, она была носительницей идеала благородства и чистоты, верила в то, что этот идеал осуществим несмотря на невзгоды и тяготы реальной жизни, принимая их стойко, без ропота и озлобления. В обществе она была веселой и непринужденной, поражала изящным вкусом и ярким воображением, остроумной речью, развитостью и обаянием «изящного ума». Она является примером для подражания другим. Все эти черты мы находим у лучших смолянок — Нелидовой, Ржевской, Плещеевой... ![]() Впоследствии как домашнее, так и частное воспитание ориентировалось на этот образ, на этот идеал. И уже женщины и девушки 1820-х годов в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества, они смогли внести в него новые идеи, новые стремления. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, одновременно постигая идеалы любви, верности, отдачи, нравственного долга женщины перед детьми, мужем и обществом. Среди них были придворные дамы, писательницы, воспитательницы, хозяйки аристократических салонов и оставшиеся неизвестными матери и жены, — все они вносили в среду, в которую возвращались после института, что-то новое, яркое, живое. Появляется новый женский образ, который становится реальностью. Те, кого называли «мечтательницы нежные», воспитали героическое поколение жен декабристов. Они задали высокую духовную планку и оказали колоссальное воздействие на формирование не только русского женского характера; в их литературных и музыкальных салонах находили вдохновение те, кто в будущем составил цвет русской культуры, — Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой... ![]() Революция в России положила конец благородному воспитанию и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института. Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск. Источник: http://katerok88.livejournal.com/; http://www.manwb.ru/articles/psychology/pedagogics/ Поделитесь с друзьями: Комментарии:![]() Подозреваю, что их ноги были зрелищем лишь для семейного доктора, горничной и мужа. так что, толстенность волос на них мало кого касалась. да в общем-то, если наличие волос на ногах - краеугольный камень оценки достоинств женщины, то дела наши плохи, чоужтам. Ответить![]() Замечательный пост. Спасибо! Культура была - женщины получали образование такое же по длительности, но сильно отличающееся. А сейчас? Ответитьвы считаете, что следует ввести раздельное и различное по половому признаку обучение? )) Ответить![]() Пока пост переносили, комент потерялся... В целом - да, эту мысль я поддерживаю. По крайней мере те, кто уже готов, должны иметь возможность такое образование получать. Если будет интерес, готова расшифровать до объема потерянного комментария и даже больше) Мерси Ответить![]() Всему свое время. Для 19 века это было неизбежно - считать женщину придатком мужчины, но сегодня это пережиток домостроя. Посмотрите фильм "Улыбка Мона-Лизы", как раз про такие институты благородных девиц на западе в 20 веке. Выглядело уныло. Ответить![]() А сейчас "женщина - мужик в юбке"? Я не думаю, что женщины, воспитанные в таких заведениях считали себя чьим-то там придатком. Достоинство, сколько читала отзывов о выпускницах у них было абсолютно естественное и простое, чем бы они не занимались. Вы можете себе представить такой придаток, который смог бы вдохновить наших мэтров в литературе, декабристов и т.п.? Я-нет. Ой, только воспитанные в институтах! Прям со смеху апсикаца можно! Неграмотная нянька-припивоха Сашеньку-свет-Сергеича на писАнье сказок вдохновила, Анна Петровна и Натали тоже смолянками не были-а поди ж ты, "чудное мгновенье" "мой аньгел, как я Вас люблю". Про жен декабристов-тоже матчасть подучите, кто из их жен какое воспитание при папеньках и гувернантках получал. Некрасов-чем не мэтр литературный (баловался, правда,-шельмец-бульварной писанинкой)-и тот про бабу русскую писал. Есенин-тот больше по балетным после деревенских березок прибивался. Толстой-в те еще "зеркала" насмотрелся, прежде чем стать "зеркалом русской литературы". А Тургенев-то кого любил, не припомните? А заодно про "бальзаковский возраст", в котором любая женщина уже была почтенной матерью семейства, а то и бабушкой, занятой управлением имением, или за неимением имения-пристройством незамужних дочерей за перспективных кавалеров, да вязаньем чулков. ![]() Благодарю за литературное обращение)) По факту. Я не говорю, что сейчас плохо, я говорю о том, что наше теперешнее положение как раз результат того, что количество мужчин, относящихся к женщине как к придатку резко увеличилось. Работающая женщина - "приспособительная реакция", если хотите. И естественно, что это не с приходом большевиков началось (хотя и заметно ускорилось). Факты хочу освежить, потому что никогда не задавалась целью запоминать кто из выпускниц чем отметился, просто из интереса читала и довольно давно. ![]() "В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела". А у меня в этом институте прабабушка училась))))5 языкв знала,сейчас такое редкость,а жаль)) Ответить![]() Интересный пост, спасибо:) Интересные фотографии, спасибо. Мое мнение, что не смолянки, конечно же, определяли уровень культуры и развития общества, а, наоборот, подчинялись его требованим и являлись его сколком, элементом, образцом. Хотите немножко русской интеллигентности - приезжайте в Ригу. У нас ещё осталось от той поры слабое эхо. Ответить
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.
|
|||
Хорошо быть аристократом.
Ответить