Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Традиции женского образования. Смольный институт.

Традиции женского образования уходят корнями в царствование Екатерины II, императриц Марии Федоровны и Марии Александровны. Под их покровительством в Петербурге открылись женские рукодельные училища, гимназии, пансионы, частные школы, Высшие курсы, институты - Мариинский, Екатерининский, Смольный и другие.




В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Особое внимание уделялось: религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Повседневная жизнь тут отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной. Уместно обратить особое внимание на внешний вид смолянок, который отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Институт диктовал свои нормы внешнего вида. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.




Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:
Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.
Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.
Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).
Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию.




Другое важное постановление о занятиях воспитанниц этого возраста заключалось в том, что они ежедневно, по очереди, назначались для преподавания в младших классах, чем имелось в виду приучить их к педагогической практике, необходимой для будущих матерей-воспитательниц. В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом - лапта, пятнашки - для младших, в мяч, теннис, крокет - для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы "девицы имели чистый и опрятный вид", чтобы "свежий и проветриваемый воздух был в комнатах".




В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, ибо русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Рисованию, музыке и танцам обучали учителя.




Екатерина II часто посещала институт, переписывалась с воспитанницами, вникала во все дела Воспитательного общества, жаловала институту много личных средств. Выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране, на его основе и по его подобию впоследствии создавались не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже за ее пределами.




Главное было сделано: «Затронут был самый вопрос, указана нравственная задача школы, поставлен идеал общественной пользы и человеческого достоинства, — в первый раз заявлена необходимость правильного женского образования». «Новая порода» людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета — Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию — это неоспоримый факт.




Попробуем представить себе тот идеальный образ Дамы, матери нового поколения людей, который увидели просвещенные европейцы в смолянках. Прежде всего, она была носительницей идеала благородства и чистоты, верила в то, что этот идеал осуществим несмотря на невзгоды и тяготы реальной жизни, принимая их стойко, без ропота и озлобления. В обществе она была веселой и непринужденной, поражала изящным вкусом и ярким воображением, остроумной речью, развитостью и обаянием «изящного ума». Она является примером для подражания другим. Все эти черты мы находим у лучших смолянок — Нелидовой, Ржевской, Плещеевой...




Впоследствии как домашнее, так и частное воспитание ориентировалось на этот образ, на этот идеал. И уже женщины и девушки 1820-х годов в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества, они смогли внести в него новые идеи, новые стремления. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, одновременно постигая идеалы любви, верности, отдачи, нравственного долга женщины перед детьми, мужем и обществом. Среди них были придворные дамы, писательницы, воспитательницы, хозяйки аристократических салонов и оставшиеся неизвестными матери и жены, — все они вносили в среду, в которую возвращались после института, что-то новое, яркое, живое. Появляется новый женский образ, который становится реальностью. Те, кого называли «мечтательницы нежные», воспитали героическое поколение жен декабристов. Они задали высокую духовную планку и оказали колоссальное воздействие на формирование не только русского женского характера; в их литературных и музыкальных салонах находили вдохновение те, кто в будущем составил цвет русской культуры, — Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой...  




Революция в России положила конец благородному воспитанию и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института. Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск.


Источник: http://katerok88.livejournal.com/; http://www.manwb.ru/articles/psychology/pedagogics/

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Хорошо быть аристократом.

Ответить

Глеб Нержин

На второй фотки благородные девицы изучают бой с шестом?
:)))

Ответить

Юлия

у всех волос длинный, косичка толстенная...эхххххх...(((+

Ответить


Марта

Подозреваю, что их ноги были зрелищем лишь для семейного доктора, горничной и мужа. так что, толстенность волос на них мало кого касалась. да в общем-то, если наличие волос на ногах - краеугольный камень оценки достоинств женщины, то дела наши плохи, чоужтам.

Ответить

Andy монтажник ...из

для семейного доктора, горничной и мужа.
Ого! Вот вам и шведская семья!

Ответить

Rosa

Замечательный пост. Спасибо! Культура была - женщины получали образование такое же по длительности, но сильно отличающееся. А сейчас?

Ответить

вы считаете, что следует ввести раздельное и различное по половому признаку обучение? ))

Ответить

Rosa

Пока пост переносили, комент потерялся... В целом - да, эту мысль я поддерживаю. По крайней мере те, кто уже готов, должны иметь возможность такое образование получать. Если будет интерес, готова расшифровать до объема потерянного комментария и даже больше) Мерси

Ответить

пост понравился
фото замечательные
+

Ответить

Сатч

Всему свое время. Для 19 века это было неизбежно - считать женщину придатком мужчины, но сегодня это пережиток домостроя. Посмотрите фильм "Улыбка Мона-Лизы", как раз про такие институты благородных девиц на западе в 20 веке. Выглядело уныло.

Ответить

Rosa

А сейчас "женщина - мужик в юбке"? Я не думаю, что женщины, воспитанные в таких заведениях считали себя чьим-то там придатком. Достоинство, сколько читала отзывов о выпускницах у них было абсолютно естественное и простое, чем бы они не занимались. Вы можете себе представить такой придаток, который смог бы вдохновить наших мэтров в литературе, декабристов и т.п.? Я-нет.
Другое дело, что сейчас, если ты не будешь делать карьеру, пропитываясь расчетливостью, "цинизмом в меру", хладнокровием, то велика вероятность стать чьим-то придатком. Отношение к старикам, женщинам и детям - все в курсе (хотя, слава Богу есть исключения, пусть и редкие). Но тогда можно забыть о женственности, матерях и женах - с цинизмом и хладнокровием это плохо сочетается. Как-то так...
Давать оценку художественному фильму не хочу. На то он и художественный

Ответить

Rosa

На то он и художественный, чтобы "нарисовать картинку"

Ответить

Ой, только воспитанные в институтах! Прям со смеху апсикаца можно! Неграмотная нянька-припивоха Сашеньку-свет-Сергеича на писАнье сказок вдохновила, Анна Петровна и Натали тоже смолянками не были-а поди ж ты, "чудное мгновенье" "мой аньгел, как я Вас люблю". Про жен декабристов-тоже матчасть подучите, кто из их жен какое воспитание при папеньках и гувернантках получал. Некрасов-чем не мэтр литературный (баловался, правда,-шельмец-бульварной писанинкой)-и тот про бабу русскую писал. Есенин-тот больше по балетным после деревенских березок прибивался. Толстой-в те еще "зеркала" насмотрелся, прежде чем стать "зеркалом русской литературы". А Тургенев-то кого любил, не припомните? А заодно про "бальзаковский возраст", в котором любая женщина уже была почтенной матерью семейства, а то и бабушкой, занятой управлением имением, или за неимением имения-пристройством незамужних дочерей за перспективных кавалеров, да вязаньем чулков.
Без фанатизма, ага, давайте:)

Ответить

Rosa

Благодарю за литературное обращение)) По факту. Я не говорю, что сейчас плохо, я говорю о том, что наше теперешнее положение как раз результат того, что количество мужчин, относящихся к женщине как к придатку резко увеличилось. Работающая женщина - "приспособительная реакция", если хотите. И естественно, что это не с приходом большевиков началось (хотя и заметно ускорилось). Факты хочу освежить, потому что никогда не задавалась целью запоминать кто из выпускниц чем отметился, просто из интереса читала и довольно давно.
Но для себя я совершенно точно знаю, что женщина в традиционной культуре и "современная женщина" закладывают разное будущее страны. Это мужчина прорывается вперед и открывает новые горизонты. Женщина - хранительница основ морали, традиций, и, самое главное, - эмоциональный центр. Как я уже писала, редко на какой работе этот "центр" не повреждается. Это не та атмосфера

Ответить

Dora

"приспособительная реакция" - согласна....

Ответить

летучая мышь-убийца

"В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела".
токарное дело? круто...нет, правда круто... я в школе очень хотела уроки труда как у мальчишек... с токарным делом, деревяшками, лобзиками...а нас этими дурацкими макаронами и вязаниями душили...

Ответить

А у меня в этом институте прабабушка училась))))5 языкв знала,сейчас такое редкость,а жаль))

Ответить

Hikikomory

Интересный пост, спасибо:)
Вообще, если сейчас женщина зачастую управляет небольшим хозяйством, то когда-то матери руководили целыми службами - отсюда и предметы, которые они изучали, ведь по сути им приходилось вникать во все домашние дела большого имения.
И хоть я и не приветствую раздельное обучение кроме специализированных учебных заведений типа военных училищ, но традиции Смольного мне импонируют.

Ответить

Интересные фотографии, спасибо. Мое мнение, что не смолянки, конечно же, определяли уровень культуры и развития общества, а, наоборот, подчинялись его требованим и являлись его сколком, элементом, образцом. Хотите немножко русской интеллигентности - приезжайте в Ригу. У нас ещё осталось от той поры слабое эхо.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.